Национальный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) уже с сентября активно внедряется в российских школах. В Улуг-Хемском кожууне с сентября 2020 года Центры "ЦОС" функционируют на базах 9 школ кожууна. Сегодня мы при поддержке пресс-службы Министерства просвещения хотели бы ответить на самые часто задаваемые вопросы о проекте.
Цифровую среду внедряют для того, чтобы заменить очное обучение дистанционным?
Нет. Речь идёт не о замене одного вида обучения другим, а о возможности использования в очном процессе обучения элементов цифровых программ.
Зачем конкретно требуется ЦОС?
ЦОС станет дополнением к традиционному обучению. По завершении проекта эти технологии можно будет использовать при необходимости, например, во время всплесков сезонной заболеваемости, в период пандемии, как сейчас, или для ребят, которые находятся на длительном лечении.
Как ЦОС повлияет на текущий процесс обучения?
ЦОС предполагает множество нововведений в текущий процесс обучения, например:
доступ к высокоскоростному интернету в школах;
доступ к электронной библиотеке и верифицированным образовательным сайтам и сервисам;
возможность присутствовать на уроках онлайн и всегда быть на связи;
участие в видеотрансляциях уроков и занятий из других школ;
учёт достижений учащихся — цифровые портфолио, где будут собраны результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях;
автоматизацию бумажной работы и административных процессов;
интеграцию с государственными сервисами и ресурсами.
Раньше не было никакой цифровой среды, и всё хорошо было! Зачем она теперь?
Ошибаетесь. Многое из того, что заложено в основу проекта, используется педагогами не первый год. Например, электронные дневники и журналы, которые ведут учёт успеваемости учеников и позволяют родителям оперативно следить за оценками.
Зачем нужна новая система, если уже есть множество готовых сервисов?
В период карантина и правда появилось много сервисов для учёбы. Однако, всё это отдельные системы, никак не связанные друг с другом. Новая же система объединит в одну среду сразу несколько сервисов и задаст некий материально-технический «стандарт», до которого и будут подтягивать отстающие школы.
А если я категорически против цифровых нововведений?
Никто не может заставить учащихся и их родителей использовать цифровые ресурсы против их желания. Более того, для использования любого такого сервиса школа должна получить письменные разрешения от совершеннолетних учеников и от родителей тех, кому ещё нет 18. Так что, даже если ваша школа попала в эксперимент, можно отказаться от использования соответствующих ресурсов.
Есть ли польза от онлайна в учебе?
Во всём мире сейчас активно экспериментируют с цифровыми ресурсами в образовании, и Россия не исключение. Например, в прошлом году эксперты НИУ ВШЭ оценили эффект от использования цифровой платформы «Яндекс.Учебник». Результаты получились следующими: у троечников улучшились оценки по математике, а у хорошистов и отличников всё осталось по-прежнему. Данная статистика подводит нас к тому, что занятия с интеграцией «цифры», может и не улучшают успеваемость всех детей, но точно её не понижают.